Rss Feed
Facebook button
Technorati button
Myspace button
Linkedin button
Digg button

Международная аккредитация медицинских учреждений

Что такое аккредитация медицинских учреждений?

Аккредитация больниц и других лечебных учреждений является одним из наиболее важных механизмов, с помощью которых государство (а так же международные организации, страховые фонды…) влияет на качество медицинских услуг и порядок их предоставления. Аккредитация — это «экспертная оценка организации, используемая для того, чтобы точно оценить уровень ее функционирования по отношению к установленным нормативам и определить пути непрерывного совершенствования качества услуг». Таким образом аккредитация является важнейшим условием качества услуг и безопасности пациента. Больница, не имеющая соответствующей аккредитации, должна внушать подозрение, несмотря на то, что она может иметь весь набор разрешительных документов, начиная от государственной регистрации и заканчивая лицензией на медицинскую практику.

Растущий интерес учреждений здравоохранения к международной аккредитации обусловлен высокими требованиями населения к качеству медицинских услуг, а так же глобализацией медицинских технологий и спроса на медицинские услуги. В большинстве развитых стран граждане предъявляют все большие требования к качеству медицинских услуг и стандартам работы больниц. Эта тенденция особенно сильна в социализированных системах богатых стран, включая страны Европейского Союза. Особую роль вопросы обеспечения качества стали играть в связи с процессами глобализации предоставления медицинских услуг. Граждане многих стран стали уезжать за границу для того, чтобы там получить медицинскую помощь, адекватную их ожиданиям в отношении качества и цены. Аккредитация начала использоваться в ряде государств Европы и Америки в начале двадцатого века. Например, в США вначале вводились специальные стандарты для контроля за санитарным состоянием и условиями пребывания пациентов в клиниках, которые затем переросли в аккредитационные схемы. Аналогичные схемы аккредитации вскоре были разработаны и в других регионах мира. Целью этого процесса является не только оценка качества сама по себе, но и поиск путей повышения качества.

В Украине аккредитация лечебных учреждений и лабораторий начала проводиться Министерством здравоохранения с конца 90-х годов двадцатого века. К сожалению в нашей стране аккредитация все еще не стала действенным инструментом обеспечения качества. Она проводилась достаточно формально и практически все лечебные учреждения получили соответствующий аккредитационный статус. Органы, которые занимаются аккредитацией больниц, в идеале должны быть независимы от прямого государственного контроля. Возможно, неудачи с аккредитацией в Украине связаны именно с тем, что аккредитацией занимался непосредственно орган, прямо подконтрольный Министерству здравоохранения. В таких странах, как Великобритания, США, Австралия и Канада аккредитацией лечебных учреждений занимаются специальные органы, большей частью негосударственные, но уполномоченными государством в соответствии с национальным законодательством. Эти организации могут проводить аккредитацию больницы в целом, либо быть специализированными, например, в области лабораторной службы, психиатрии, сексуального здоровья…

Аккредитационные системы структурированы таким образом, чтобы дать объективные показатели для внешней независимой оценки качества, а так же показать, как менеджмент данного учреждения регулирует вопросы качества медицинских услуг. Идеальная схема управления качеством в каждой организации должна провести пациента по всем этапам получения им медицинской помощи, начиная от наблюдения здорового пациента на участке, через амбулаторное и стационарное лечение, до врачебного наблюдения после выписки из больницы. В центре этой идеальной схемы находится перечень профессиональных стандартов, которые систематически и всесторонне оценивают деятельность больницы. Данные стандарты включают в себя не только непосредственный контакт сотрудников больницы с пациентами, но также подготовку и обучение персонала, распределение служебных полномочий, принципы управления клиникой и аудит, исследовательскую деятельность, этические стандарты и т.д.

Что такое Международная аккредитация?

Традиционно органы, занимающиеся аккредитацией медицинских учреждений, осуществляют свою деятельность в рамках национального государства. Если взять в качестве примера США, то здесь существует несколько таких организаций, включая Community Health Accreditation Program (CHAP), Joint Commission, Accreditation Commission for Health Care, Inc. (ACHC), «Exemplary Provider Program» of The Compliance Team и Healthcare Quality Association on Accreditation (HQAA). Тем не менее сегодня многие страны и больницы в силу ряда причин все чаще прибегает к помощи больших международных аккредитационных групп, базирующихся за рубежом. Это и снижение затрат на собственно проведение аккредитации, а так же более высокое доверие к оценкам авторитетных международных организаций. Немаловажным так же является то, что аккредитационный сертификат, выданный авторитетной международной организацией, значительно повышает конкурентоспособность медицинского учреждения на глобальном рынке медицинских услуг. Ведь сегодня лечение за рубежом становится все более актуальным в силу разных причин для граждан самых различных государств, как богатых, так и бедных. Этот феномен в современной литературе получил название «медицинского туризма» или «глобального здравоохранения».

Какие организации занимаются международной аккредитацией и что при этом оценивается?

Конечно пациент, может и сам бросить поверхностный взгляд на состояние больничных корпусов и матрасов на койках, составив при этот определенное мнение о больнице. Но для того, что оценить качество медицинской помощи этого недостаточно. Поэтому специализированные аккредитационные организации оценивают уровень медицинской помощи в учреждениях на основании определнных групп стандартов, которые включают в себя следующие:

  • Стандарты управленческой деятельности больниц или клиник.
  • Организация процессов самосовершенствования: как учреждение работает со своими ошибками с тем, чтобы они не повторялись.
  • Общие и медицинские этические стандарты, действующие в данной больнице: как высший менеджмент и рядовые сотрудники больницы применяют индивидуальные и коллективные этические стандарты по отношению к отдельному пациенту и к целым местным сообществам.
  • Качество и профессионализм клинического персонала, включая уровень образования и профессиональной подготовки: сотрудники должны предъявить доказательства своего непрерывного профессионального обучения и роста.
  • Организация документооборота в больнице или клинике: как фиксируются медицинские записи в истории болезни, как они анализируются.
  • Профилактика и регистрация инфекционных осложнений в больнице или клинике. Контроль санитарного благополучия.
  • Свидетельства надежной, справедливой и честной системы рассмотрения жалоб пациентов (время от времени они неизбежны), а так же механизмы разумной и справедливой компенсации потерь пациентов, если их претензии обоснованы.

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, но все же он содержит базовые основы, дающие некоторое представление об аккредитации. Кроме того, следует всегда проверять имеет ли больница полную аккредитацию или только частичную (например, по профилактике инфекций). Понятно, что оценить неспециалисту все эти вопросы довольно сложно . Тем более, что существует несколько общепризнанных международных систем аккредитации:

  • Trent Accreditation Scheme (применяется в Великобритании и Европе, Гонконге, Филиппинах и Мальте). Впервые использована в 2000 году в Гонконге.
  • Joint Commission International, или JCI (Организация, которая базируется в США). Первый госпиталь «Bumrungrad International Hospital» аккредитован в Азии в 2002 году.
  • Australian Council for Healthcare Standards International, или ACHSI (расположен в Австралии).
  • Canadian Council on Health Services Regulation, или CCHSA (расположен в Канаде).

Все перечисленные организации собраны под единым зонтиком Международного общества по качеству в здравоохранении (The International Society for Quality in Health), расположенном в Ирландии. Это неприбыльная, независимая организация, членами которой являются более 70 стран. Существуют так же и другие подобные международные организации, например SOFIHA (The Society for International Healthcare Accreditation).