Rss Feed
Facebook button
Technorati button
Myspace button
Linkedin button
Digg button

Является ли здравоохранение развитых стран рыночным

Менджмент в медицине, Управление качеством

Всем известно благотворное влияние рыночной конкуренции на качество товаров и услуг, а так же на сдерживание цен. Например, чем больше в городе базаров, магазинов и кафе, тем лучше качество предлагаемых в них услуг, и тем дешевле цены. Тем не менее, не все так просто в здравоохранении развитых стран. В развитых странах, таких как например Германия, Израиль, Испания, Швейцария или США, общеизвестные принципы свободного рынка работают с большими оговорками.

Многие эксперты совершенно обоснованно утверждают, что избыточная конкуренция способствует дублированию функций и мощностей конкурирующих между собой клиник, увеличению их административного аппарата. Конкуренция препятствует кооперативным связям между клиниками. Поэтому каждая клиника для того, чтобы чувствовать уверенно на рынке, стремится иметь у себя полный набор медицинских специальностей, технологий, аппаратуры, а так же высокопрофессиональных управленцев — маркетологов, аналитиков, мощные экономические службы для расчетов стоимости затрат, прибыльности, ценообразования и др. Все это закладывается в цену, существенно удорожая медицинские услуги.

Высокие цены — не единственная проблема «свободных» рыночных систем здравоохранения. Гораздо большую проблему представляет невозможность для пациента адекватно оценить качество предлагаемой медицинской услуги в различных клиниках. В экономике это явление получило название «информационной асимметрии». «Продавец» услуги знает о продаваемой услуге все, а «покупатель» почти ничего. Пациент вынужден при выборе клиники ориентироваться не на медицинское качество, которое зачастую трудно поддается даже оценке специалиста, а на вторичные характеристики: такие, как срок ответа на запрос, пакет дополнительных услуг, сервис в палатах, качество рекламной продукции и т.д.

Данная проблема решается в развитых странах следующим образом: пациент делает выбор совместно с компетентным органом, располагающим необходимыми экспертными знаниями. Таким органом может выступать страховая компания или страховой брокер, семейный врач, специализированные агентства по внедрению программ профилактики заболеваний или организации лечения. Семейные врачи зарубежных стран помогают пациенту выбрать наиболее подходящих специализированный центр и оказывают медицинское сопровождение после лечения в этом центре. Украинская компания Медвизит является одним из примеров такого агенства для пациентов, выезжающих на лечение за рубеж. Примером агенства, внедряющего программы профилактики среди сотрудников различных организаций, является британская компания Aviva.

Имеется в свободном рынке еще один негативный этический аспект, который население развитых стран считает неприемлемым. Свободный рынок обеспечивает состоятельных граждан более широким спектром медицинских услуг, но лишает равного доступа к ним менее состоятельных и бедных.

Специалисты международной консалтинговой компании McKinsey&Company провели обзор систем здравоохранения и медицинских учреждений различных стран и пришли к выводу, что неспециализированные медицинские службы — семейные врачи и другие врачи «первого контакта» — очень хорошо отзываются на рыночные механизмы, в то время как в высокоспециализированных медицинских центрах, где проводятся уникальные обследования, лечение и операции, конкуренция приводит к негативным результатам.

Удачным в этом плане являестя опыт Великобритании, где семейные врачи конкурируют между собой за пациентов, приписанных к их врачебной практике. Пациент имеет право свободно переходить от врача к врачу, а вслед за ним переходят и государственные фонды. Семейный врач с одной стороны помогает пациенту принять правильное решение по выбору узкого специалиста, а с другой стороны помогает государству рационально использовать бюджетные средства.

Что касается специализированной больничной помощи, то в этом секторе, напротив, последовательно применяются различные методы сдерживания цен и регулирования рынка. В Германии и Великобритании установлены фиксированные цены на медицинские услуги. Причем в Германии цены фиксируются не только для массовых государственных страховок, но и для пациентов, имеющих приватные страховки. В условиях, когда больницам запрещено произвольно повышать цены на медицинские услуги, им приходится конкурировать, улучшая качество. Подобные механизмы существуют и в Израиле. Напротив странах с более либеральной рыночныой системой здравоохранения, таких как Швейцария или, в особенности, США, рынок формирует довольно высокие цены. Но даже в этих странах рынок не может ускользнуть от государственного влияния. Во всех развитых государствах рынок медицинских услуг испытывает гораздо более жесткое регулирование, чем в любой другой отрасли.