Rss Feed
Facebook button
Technorati button
Myspace button
Linkedin button
Digg button

Система здравоохранения Германии

Лечение в Германии

Общий обзор здравоохранения Германии

В Германии один из наиболее высоких в мире уровней расходов на лечение своих граждан. В соответствии с данными Организации экономического сотрудничества и развития, на оказание медицинской помощи населению эта страна в 2001 году потратила 222 миллиарда евро ($251 миллиард), что составило около 10,7% от валового внутреннего продукта. И в последние несколько лет наблюдается стабильный ежегодный рост удельного веса расходов на здравоохранение в бюджете страны. Специалисты находят разное объяснение этой тенденции, но несомненным является одно – значительные инвестиции в здравоохранение приводят к высочайшему уровню медицинских технологий и качеству медицинских услуг.

Сфера здравоохранения в Германии находится в сфере управления федеральной земли, но при этом центральное федеральное правительство имеет полномочия устанавливать юридически оформленные руководящие принципы функционирования сферы здравоохранения. Большинство населения охвачено государственной Программой обязательного социального медицинского страхования (86,4%). Тем не менее, более семи миллионов граждан застрахованы частными страховщиками. Согласно действующим законам право на выбор частной медицинской страховки в Германии имеют предприниматели и лица с ежегодным доходом более 47 250 евро. Существует около трехсот фондов медицинского страхования, чей юридический статус определяется как частная некоммерческая организация (общественная корпорация). Фонды создаются по принципу вида деятельности, региона, а так же разновидности лица или организации-учредителя. Начиная с 1993 года каждый обладатель обязательного страхового полиса может свободно выбирать и при желании ежегодно менять фонд медицинского страхования.

Предоставление медицинской помощи населению осуществляется с использованием оборудования, принадлежащего местным органам власти, независимым частным неприбыльным (благотворительным) или коммерческим организациям. Каждая земля может принимать свои собственные законы, регулирующие финансирование сферы здравоохранения. Поэтому система финансирования здравоохранения весьма неоднородна и достаточно сложна. Независимые фонды медицинского страхования (больничные кассы) покрывают текущие расходы (приблизительно 60% всех расходов). Земельные власти покрывают расходы приблизительно на 21%. Страховые взносы при различных схемах медицинского страхования покрываются работодателем и рабочим в равной пропорции (50/50). Для застрахованного эти отчисления составляют приблизительно 14% от чистой заработной платы. Тот, чей доход выше определенного базового уровня, может выбрать и присоединиться к одной из 17 частных схем – застраховаться в частной страховой компании. Что касается неработающих граждан, то Правительство Германии берет на себя обязательство покрывать стоимость медицинского страхования безработных, пожилых граждан, детей и неработающих супругов.

Для застрахованных пациентов первичная медицинская помощь (услуги семейного врача или терапевта) является бесплатной. Но стационарные больные должны оплачивать общий взнос за гостиничные услуги больницы до 14 дней на год. После этого все расходы берет на себя страховой фонд (больничная касса). Лекарства, если они входят в специальный утвержденный список, оплачиваются совместно из средств фонда и самого пациента в соответствии с рекомендованными ценами. Такое покрытие не действует для лекарств, которые не входят в утвержденный список.

Лечение амбулаторного больного проводится в кабинетах врачей и оплачивается из средств страховых фондов. Частные амбулаторные врачи могут конкурировать за пациентов с больницей. Больницы получают государственные субсидии для инвестирования в капитальное строительство, реконструкцию, приобретение дорогостоящего оборудования (до 7% от общего бюджета больницы). Остальные 93% своего бюджета больницы получают из источников обязательного государственного и частного медицинского страхования. Традиционная подневная оплата услуг больницы сейчас сменяется системой, основанной на клинико-статистических диагностических группах.

Ответственность за планирование и финансирование основных инвестиционных затраты лежит на общественном органе управления, который на государственном уровне одобряет инвестиционные проекты в соответствии с планом. Университетские больницы получают дополнительно 20% из государственного бюджета для покрытия высоких расходов в связи с учебной и научной деятельностью.